➢ make an opening statement on the subject of the project
На первый взгляд, введение - самая легкая часть эссе, однако именно здесь совершается большое количество ошибок, которые ведут к потере баллов.
Во введении необходимо отразить коммуникативную ситуацию, то есть рассказать читателю вашего эссе, над каким проектом вы работаете, где нашли для него данные, и о чем будет ваше эссе. Читатель, который еще ничего не знает о вашей работе, должен суметь составить о ней представление, прочитав введение.
Список того, что нужно обязательно упомянуть во введении, довольно длинный:
➢ я выполняю проектную работу
➢ на предложенную тему
➢ нашел статистические данные
➢ данные – это результаты социологического опроса
➢ среди определенной аудитории
➢ в определенной стране (не требуется, если в качестве аудитории указаны Zetlanders)
➢ в виде таблицы/диаграммы
Отсутствие какого-либо из этих элементов будет считаться ошибкой. Особенно серьезная ошибка - вообще не упомянуть проект. По мнению ФИПИ, это критически важная информация, так как вся коммуникативная ситуация построена на выполнении проекта. При отсутствии упоминания о нем за введение поставят минус.
К этому списку мы добавим дополнительный пункт, который, по нашему мнению, тоже необходим во вступлении. Нельзя исключать, что его отсутствие в любой момент будет объявлено ошибкой, поскольку коммуникативная ситуация предполагает, что ваше эссе написано с какой-то целью.
➢ цель написания эссе - проанализировать или прокомментировать данные и выразить свое мнение по теме проекта
Иногда авторы эссе добавляют, что они сами решили выполнить проект на определенную тему, особенно если до этого написали вступительное предложение и обозначили важность проблемы. Кажется вполне логичным продолжить Поэтому я решил выполнить проект на тему… Однако так делать на стоит! По легенде, вам задали выполнить проект, именно поэтому вы над ним и работаете. Не добавляйте фразу про ваше добровольное решение, иначе это может быть расценено как ошибка.
Отметим, что теоретически часть информации (например, что автор нашел сведения и какие именно сведения) может отсутствовать в первом абзаце и присутствовать во втором. Такой ответ принимается и считается полным, так как вся необходимая информация в эссе в итоге указана. Однако мы категорически не рекомендуем так делать и не будем рассматривать такой вариант.
Также отметим, что до 2025 упоминание таблицы или диаграммы во вступлении не было обязательным. Эту информацию, при определенных условиях, можно было оставить “за кадром”. В методических рекомендациях 2025 иногда таблица / диаграмма появляется в списке обязательных элементов, иногда - нет. Полной ясности по этому вопросу пока нет, но мы настоятельно рекомендуем таблицу / диаграмму во вступлении упомянуть. Не исключено, что отсутствие этой информации будет объявлено ошибкой, и сделано это может быть незадолго до экзамена, как в случае с opinion polls несколько лет назад.
При желании можно добавить в начале абзаца вступительное предложение. Этим предложением вы привлекаете внимание читателя вашего эссе и объясняете, почему выбранная вами тема важна и актуальна.
Откажитесь от популярных шаблонов вступительного предложения, таких как
★ Nowadays, …
Такое начало предложения подразумевает, что сейчас происходит что-то, чего раньше не было, т.е. ситуация изменилась, что уместно далеко не всегда.
★ It goes without saying that…
Редко о каком утверждении можно сказать, что оно не вызывает сомнений.
★ _____ play(s) an important role in people’s lives.
Такой вариант работает, если тема эссе - компьютеры, интернет, социальные сети или что-то другое, что действительно играет важную роль в жизни человека. А если тема - подарки на день рождения? Или мода?
В результате использования неуместных шаблонов страдает логика высказывания, и можно уже с первого предложения, причем не обязательного, заработать логическую ошибку. Одной логической ошибки достаточно для потери целого балла за эссе.
О чем можно написать во вступительном предложении? Вот несколько идей:
Тенденция (Present Continuous)
★ Nowadays, more and more people are moving to the countryside.
★ A healthy lifestyle is becoming increasingly popular.
Результат (Present Perfect)
★ Smartphones have become an integral part of people’s daily lives.
★ Artificial Intelligence has gone from science fiction to reality.
Общий факт (Present Simple)
★ At some point every teenager faces a problem of choosing their future profession.
★ It is not uncommon for teenagers to work during their summer holidays.
Помните, что о тенденциях сообщают с помощью времени Present Continuous, о результатах - Present Perfect, а об общих фактах - Present Simple.
Внимание! Помните, что риторические вопросы в эссе на ЕГЭ запрещены, поэтому во вступительном предложении нельзя написать, например, “Кто не любит получать подарки?” Это будет стилистической ошибкой.
В 2024 неожиданное распространение получила следующая логическая ошибка, связанная со вступительным предложением. Многие темы эссе содержали в себе отрицание: почему некоторые зетландцы не делают что-то, например, не ездят на работу на велосипеде или не посещают музыкальные школы. Зачастую участники экзамена писали вступительное предложение, в котором рассказывалось о важности этой деятельности, а затем резко переходили к тому, что делают проект о том, почему зетландцы отказываются это делать. Например:
★ Nowadays, more and more people attend music schools. The aim of my project is to find out why some Zetlanders refuse to attend music schools.
Такое вводное предложение настраивает читателя на то, что речь в эссе пойдет о причинах популярности музыкальных школ, раз все больше и больше людей в наше их посещают. Проект же, неожиданно, оказывается об обратном - о непосещении музыкальных школ. Такой резкий переход от положительного к отрицательному дает логическую ошибку! Чтобы ее избежать, необходимо добавить плавный переход, например:
★ Nowadays, more and more people attend music schools. However, there are those who are not willing to do that. The aim of my project is to find out why some Zetlanders refuse to attend music schools.
Внимание! Вступительное предложение в эссе ЕГЭ можно не писать! Требования писать вступительное предложение пока что нет, а вот вероятность допустить лексические, грамматические и даже логические ошибки очень даже есть. Кроме того, вступительное предложение добавляет к вашему эссе лишние слова, что может привести к превышению объема высказывания, что тоже грозит потерей баллов. Из методических рекомендаций 2025: Во вступление могут быть также включены фразы о важности обсуждаемой темы.
Теперь вы знаете, что вступление только кажется легким, на самом деле в этом абзаце много ловушек. Вот список ошибок, которые часто допускают участники экзамена:
➢ Не упоминают проект
➢ Пишут, что проект коллективный (“мы” вместо “я”)
➢ Не пишут тему или цель проекта
➢ Пишут, что уже выполнили проект, хотя он еще выполняется
➢ Не упоминают таблицу / диаграмму
➢ Не упоминают, что данные - это результаты соцопроса
➢ Не упоминают страну, в которой проведен опрос
➢ Не упоминают или путают аудиторию (подростки или все жители Зетландии)
➢ Называют таблицу диаграммой и наоборот
➢ Пишут, что сами собрали данные
➢ Пишут, что сами организовали данные в таблицу
➢ Пишут the table / pie chart below, хотя никакой таблицы или диаграммы в эссе не приводится
Есть мнение, что нельзя сообщать о том, что автор нашел таблицу / диаграмму с помощью Past Simple. Это не так, допускаются оба варианта: I found и I have found. Главное - написать про сам проект в настоящем времени, ведь по заданию вы его все еще выполняете.
Из методических рекомендаций 2025: Учитывая, что у лингвистов нет единого мнения по использованию форм Present Perfect и Past Simple в предложениях с Participle Clause, в ЕГЭ 2025 г. принимаются оба варианта:
➢ Doing a project on… I have found…
➢ Doing a project on… I found…
➢ While doing a project on… I have found…
➢ While doing a project on… I found…
Считается грамматической ошибкой использование прошедшего времени в сложноподчинённом предложении While I was doing a project on… I found …, так как в задании ясно указано настоящее время You are doing a project…
Всех этих ошибок можно легко избежать, составив шаблон вступления, в котором будут учтены все детали. Мы рекомендуем выбрать наиболее простой вариант, который вы точно запомните и легко напишете в стрессовой ситуации. На экзамене вам останется только добавить тему проекта и, по желанию, вступительное предложение. И, конечно, не перепутайте таблицу с диаграммой!
Пример шаблона:
I am working on a project on [тема] and have found a [table / pie chart] with the results of a relevant survey. In this essay I am going to comment on the survey data and express my opinion on the subject of the project.
38.1
I am working on a project on why some Zetlanders refuse to do sports regularly and have found a table with the results of a relevant survey. In this essay I am going to comment on the survey data and express my opinion on the subject of the project.
49 слов
38.2
The aim of the project I am doing is to find out how Zetlanders choose a place for their holidays. I have found a pie chart illustrating the results of a relevant survey. In this essay I will comment on the survey data and express my opinion on the subject of the project.
53 слова